С целью повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов в отделениях надомного обслуживания в Полярнозоринском комплексном центре социального обслуживания населения введены дополнительные услуги:
- услуги психолога на дому;
- услуги парикмахера на дому;
- массаж на дому.
Дополнительные услуги выполняются за счет перераспределения обязанностей работников внутри отделений надомного обслуживания. В результате чего появилась возможность предоставлять клиентам качественные услуги без привлечения специалистов со стороны:
- психологические услуги оказывают психологи отделения психолого-педагогической помощи семье и детям по заявке социальных работников и заведующего отделением в случаях тяжелой депрессии, потере близких, оказания помощи в налаживании отношений между родственниками и т.д.;
- услуги парикмахера оказывает социальный работник отделения, имеющий свидетельство о профессиональном образовании;
- услуги по массажу осуществляет медицинский работник отделения, имеющий профильное образование.
С августа 2010г. в отделениях надомного социального обслуживания проводится эксперимент, направленный на улучшение качества и своевременности оказания социальных услуг. В ходе эксперимента отделение социального обслуживания на дому объединили со специализированным отделением социально-медицинского обслуживания на дому для решения общих задач по повышению эффективности обслуживания клиентов.
В результате появилась возможность упрощенного перевода клиентов из одного отделения в другое по показаниям их физического и психологического состояния, а также в зависимости от востребованности услуг того отделения, в которых они на данный момент нуждаются. Например, после перенесенной операции клиент отделения социального обслуживания переводится на временный срок в специализированное отделение; или клиент специализированного отделения после проведенных реабилитационных мероприятий по восстановлению здоровья и способностей к самообслуживанию переводится в отделение социального обслуживания.
Потребность в объединении двух отделений и внедрении в работу отделений системного подхода на сегодняшний день обусловлена еще и тем, что изменяющиеся условия жизни, требуют нового подхода к организации социального обслуживания на дому.
С апреля 2011г. в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов применяется «бригадный метод» обслуживания пожилых людей и инвалидов. Создана бригада социальных работников, состоящая из 3-х человек, обслуживающая 21 клиента.
Участвующие в реализации «бригадной формы работы» социальные работники, в соответствии со специализацией, подразделяются на группы, каждая из которых профессионально оказывает клиентам предусмотренные для нее надомные социальные услуги:
- 1 социальный работник – «хозяйственник», выполняет социально-бытовые услуги в пределах квартиры клиента;
- 2 социальный работник – «доставщик-финансист», решает вопросы по доставке продуктов питания и предметов первой необходимости, производит оплату коммунальных услуг, решает вопросы финансово-правового характера;
- 3 социальный работник – «бригадир», координирует деятельность всей бригады, а также осуществляет мероприятия по социокультурной и средовой реабилитации (игротека, библиотерапия, театр воспоминаний, посещение выставок и др.), организовывает прогулки на свежем воздухе, осуществляет сопровождение клиента вне дома.
Кроме этого, бригада выполняет и совместные мероприятия: комплексные уборки квартир подопечных, проведение мини-праздников на дому у клиентов, изготовление совместно с пожилыми людьми поделок к праздничным датам родных, друзей.
С каждым годом набирает популярность сервисная услуга «Покупка и доставка продуктов на дом» (через ТС «Евророс»). Механизм услуги определен в следующей последовательности:
- понедельник-вторник (сбор заявок от клиентов через социальных работников);
- среда (доставка заявок в магазин, с которым заключен договор, для формирования продуктовых наборов);
- четверг (доставка продуктов на дом клиентам).
Организация и осуществление сервисной услуги «Покупка и доставка продуктов на дом» включает в себя:
- проведение опроса (анкетирование);
- анализ потребностей;
- договор с поставщиком;
- организация услуги (разработка бланка заказа, механизма покупки и доставки продуктов);
- отслеживание результатов обслуживания и контроль качества предоставляемой услуги.
С целью повышения качества социального обслуживания и профессионализма социальных работников за счет получения новых знаний и обмена опытом, в отделениях надомного социального обслуживания уже много лет работает «Школа социального работника». Обучение проводится по двум направлениям:
- правовой лекторий: ознакомление и изучение законодательных актов Российской Федерации, постановлений на федеральном и региональном уровнях и другими нормативно- правовыми актами, регламентирующими деятельность отделения, учреждения;
- тематический лекторий: изучение основ психологии зрелости и старения, геронтологии, возрастной физиологии, специфики формирования взаимоотношений клиента и социального работника, навыков профессионального общения и т.п. (каждый социальный работник подготавливает материал и выступает в роли лектора).
На этом наш комплексный центр не останавливается и постоянно ищет новые формы и методы работы как с клиентами, так и с работниками учреждения.